главная / статьи / комплексный тренинг как элемент профессиональной подготовки...

семинары | тренинги | бизнес тренинги | корпоративные тренинги | психологические тренинги | личностные тренинги | коммуникативные тренинги | тренинг персонала
Статьи |
Комплексный тренинг как элемент профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в системе кадровой политики
От современного служащего, независимо от занимаемой должности требуются глубокие знания и понимание процессов, происходящих в обществе, знание социальных последствий, принимаемых решений, умения психологической саморегуляции и знания в области социально-психологической компетентности.
Необходимо ответить на вопрос, какие личностные и профессиональные качества наиболее важны для современного российского служащего.
Прежде всего, это:
- направленность деятельности служащих на благо общества и государства, их позитивная мотивация
- постоянно обновляемые знания, умения
- навыки работы в команде и конструктивного межличностного взаимодействия;
- навыки работы со стрессом
- навыки профилактики конфликтных ситуаций
- навыки публичных выступлений и самопрезентации
- навыки принятия управленческих решений и т.д.
К сожалению, современная реальность показывает нам, что очень немногие государственные служащие считают, что после профессиональной переподготовки возможно, к примеру, повышение в должности и т.д. Все это, соответственно, свидетельствует о низком уровне мотивации обучения, мотивации дальнейшего профессионального роста и повышения квалификации. Но есть и позитивные примеры.
Глава Управы “Ростокино” СВАО г. Москвы Поволоцкий П.М., вместе со своей командой одними из первых поняли и оценили важность профессиональной подготовки и повышения социальной, политико-психологической компетентности своих сотрудников.
Это привело к созданию на базе Управы по инициативе Главы Управы и ректора Российского государственного социального университета Жукова В.И. уникального, не имеющего аналогов проекта – Центра социального консультирования.
Помимо этого, актуальность создания, деятельности и развития ЦСК Управы “Ростокино” Северо-Восточного административного округа Правительства г. Москвы обусловлена рядом объективных причин.
На сегодняшний момент существует еще одна актуальная потребность - в получении некоторыми группами социально незащищенного населения (учащаяся молодежь, женщины, пенсионеры и пр.) квалифицированной поддержки и различного вида консультаций специалистов в области технологии трудоустройства, семейного консультирования, детско-родительских отношений, психологии здоровья и пр.
Как правило, услуги специалистов по данным вопросам оказываются на платной основе и перечень этих расценок не позволяет социально незащищенной категории населения рассчитывать на высококвалифицированную помощь.
Консультанты, специалисты Российского государственного социального университета, совместно с сотрудниками администрации Управы “Ростокино” СВАО возложили на себя социальную миссию - диагностики, обучения и развития незащищенных слоев населения через оказание данной категории населения бесплатной консультативной помощи в актуальных для них предметных областях.
Анализ документов, фокус-групп, бесед с администрацией и населением округа показал, что наиболее востребованными и актуальными являются:
- потребности в получении профессиональных консультаций по следующим направлениям: проблемы трудоустройства (преимущественно для лиц без высшего образования, пенсионного возраста, учащейся молодежи, одиноких женщин, имеющих детей, специалистов старше 45 лет и пр.)
- проблемы семейных и детско-родительских отношений
- проблемы преодоления жизненных кризисов и личностных затруднений
- проблемы социальной и профессиональной адаптации инвалидов и семей, имеющих инвалидов на иждивении и т.д.
Цель создания Центра социального консультирования (SCC MSSU):
- оказание психологической помощи и поддержки населению
- повышение социально-психологической культуры и компетентности граждан
- социальная психологическая профилактика и сохранение социального здоровья.
Оказание квалифицированной, консультативной социально-психологической помощи (социально незащищенным слоям населения по актуальным вопросам осуществляется) на безвозмездной основе, силами специалистов Российского государственного социального университета (преподаватели, аспиранты, студенты старших курсов (именуемые в дальнейшем ассистенты)) на базе администрации Управы “Ростокино” СВАО Правительства г. Москвы.
Задачи Центра социального консультирования (SCC MSSU):
- осуществление диагностических мероприятий и процедур для выявления предметной области оказания консалтинговых услуг
- реализация консультативного процесса в различных формах (индивидуальное, групповое, семейное, деловое)
- просвещение в области сохранения и поддержания социального здоровья.
Методы и формы работы:
- групповые дискуссии
- мини-лекции
- тренинги
- диагностические процедуры
- консультативные сессии
- психотерапевтические беседы.
Основные направления деятельности Центра социального консультирования (SCC MSSU):
- Диагностика
- Консультирование
- Просвещение
- Коррекция и развитие
Основные функции специалистов Центра социального консультирования (SCC MSSU):
- Диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета, личностных и профессиональных профилей клиента и пр.
- Терапевтическая – определение возможностей и средств психологической помощи клиенту
- Диспетчерская – направление к нужному специалисту (не медицинский аспект)
- Информационная – сбор информации о клиенте, семье, окружении, социальных условиях и пр.
Принципы деятельности Центра Социального консультирования (SCC MSSU):
- Добровольность
- Конфиденциальность
- Доверие
- Активность
- Творчество
- Ответственность
- Анонимность
- Благополучие клиента
- Этическая и юридическая правомочность
Виды оказания социальной психологической помощи:
1. Индивидуальная психологическая помощь – осуществляется специалистом Центра (психологом - консультантом, ассистентом), в виде индивидуальной беседы, консультации, психологической коррекционной сессии и т.д.
Цель - помощь растущей личности в процессе ее становления и развития, помочь личности больше узнать о самой себе и окружающих, понять и принять свою индивидуальность, разобраться с проблемами и личностными затруднениями, стимулирование и поддержка людей, находящихся в кризисной ситуации.
Индивидуальное консультирование может оказываться в следующих формах:
- информирование личности, предоставление информации клиенту по результатам психодиагностического исследования
- ориентация на какой-либо вид деятельности, в том числе профессиональной
- коррекция, изменение личностные и изменения отношения, развитие способностей, раскрытие личностных потенциалов клиента.
2. Групповая психологическая помощь – осуществляется специалистами Центра (тренером – преподавателем, ассистентом) через проведение групповых тренинговых процедур, чтение лекций и других форм групповой психологической работы (группы встреч, Т-группы, психокоррекционные группы и пр).
Цель - помощь личности в осуществлении социального взаимодействия, социальной коммуникации, установлении межличностных контактов, коррекция поведения, стимулирование и поддержка людей, находящихся в кризисной ситуации и т.д.
Групповая помощь и консультирование могут оказываться в следующих формах:
- тренинги самопрезентации
- тренинги коммуникации
- тренинги социальной активности
- тренинги лидерства и пр.
3. Актуализированная самостоятельная психологическая помощь – реализуется специалистами Центра через психологическое просвещение, пропаганду социальной и психологической компетентности личности.
Актуализация самостоятельной психологической помощи оказывается в следующих формах:
- лекции
- мини-лекции
- просветительские и поддерживающие мероприятия
- публикации материалов консультативно-психологического характера в окружных районных СМИ (тесты, памятки, технологии и пр.)
- раздача вспомогательных материалов (памятки, инструкции, советы по стратегиям (например, трудоустройства) и пр.).
Проект успешно стартовал в 2005 году в тесном сотрудничестве и при непосредственном участии дипломированных консультантов РГСУ.
При разработке программ и методик психологического обеспечения кадровой политики в системе государственной службы, в Управе “Ростокино” Правительства г. Москвы, учитывалась специфика личности и статуса “взрослого обучаемого”.
Важно четко определить, что государственный служащий относится к категории обучающегося, для которого характерны следующие отличительные особенности:
- Осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью, независимой и целеустремленной
- Большой запас жизненного и профессионального опыта, который становится источником обучения
- Мотивация обучения, которая определяет его стремление при помощи учебной деятельности достичь конкретных целей
- Нацеленность на немедленную реализацию новых знаний и умений
- Наличие сдерживающих факторов (временных, пространственных, профессиональных, бытовых, социальных)
В Управе понимают - сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. И обеспечить эти качества работника не всегда возможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строго внешнего контроля, зарплаты и наказаний.
Управленческая Команда Управы “Ростокино” понимает, что только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.
В рамках профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих Программы Центра Социального консультирования (руководитель к.п.н., доц., тренер-консультант Нестеренко Н.А.) все более широко осуществляется переход к активным методам обучения. Таким методом является комплексный тренинг. Сущность его состоит в том, что служащий в процессе групповой работы, отрабатывает в безопасных условиях нужные ему профессиональные умения и навыки, которые сможет затем перенести в реальную жизнь. Что приводит личностному и профессиональному росту сотрудников – развитию организации.
Тренинг, как метод активного обучения, является наиболее адекватным методом освоения перечисленных выше навыков, в отличие от традиционных методов повышения квалификации служащих (лекции, семинары и т.д.), т.к. тренинги, наполненные событиями и переживаниями, дают участнику опыт, который, в обычной жизни может приобретаться годами. Человек не просто получает информацию, или теоретический материал, а пропускает его в игре, с помощью рефлексии через себя, таким образом, тренинги, создают участнику безопасные условия для выработки нового, более адекватного стиля поведения. Отчетливо видны и результаты совместных усилий служащих и представителей РГСУ.
Совместно с консультантами и тренерами, преподавателями высшей школы – представителями РГСУ в Управе приняты и действуют следующие принципы работы:
Обеспечение признания своих сотрудников.
- Замечать успехи работников
- Давать людям возможность маневра и выбора
- Когда нужно, поддерживать людей
Делегирование полномочий:
- Позволить людям быть ответственными за что либо
- Дать людям возможность понять их место в организации
- Одобрять инициативу людей
Обратная связь.
- Обеспечитьь единство награды и внутреннего удовлетворения
- Не действовать по шаблону
- Сразу же обеспечивать обратную связь
Самовыражение.
- Доверять людям
- Создавать у людей уверенность в себе
- Устанавливать гласность
- Демонстрировать свою мотивацию
Это особенно актуально, учитывая, что процесс демократизации российского общества привел к повышению значимости человеческого фактора в системе общественных социально-политических отношений, в том числе в системе муниципального и государственного управления.
Всем очевидны изменения ценностных ориентаций внутри самой системы государственной службы и управления - от жесткой иерархии к творческому сотрудничеству. Таким образом, формирование профессионального и динамичного аппарата государственных органов одно из важнейших условий укрепления государственной службы Российского государства.
Мудрый руководитель понимает, что обучение – ключ к переменам и развитию.
Постоянное обучение - неотъемлемая часть жизненно важного процесса выживания и совершенствования. К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что руководство рассматривает обучение как роскошь или развлечение, на которое они тратить время не будут. Или мнение, что «пока у нас все хорошо». Но пока так думают остальные, в ноябре в Управе “Ростокино” планируется проведение очередного обучающе-консультативного мероприятия для сотрудников Управы – комплексного тренинга "Эффективные методы саморегуляции в работе муниципального служащего"
Как считают в Управе “Ростокино”, обучение своих сотрудников, консультации со специалистами РГСУ по вопросам управления, принятия решений, создания эффективной команды, психической саморегуляции сотрудников, это не признак наличия проблем, а знак заботы руководителя в системе государственной и муниципальной службы о профессиональном и личностном росте сотрудников, их эмоционально-психологическом самочувствии при такой ответственной и прямо скажем, не легкой работе, а также об эффективности работы самой организации, и ее развитии.
Наталья Нестеренко, 17 января 2006 года.
Надежная репутация, высокая эффективность, доступные тренинги!
семинары | тренинги | бизнес тренинги | корпоративные тренинги | психологические тренинги | личностные тренинги | коммуникативные тренинги | тренинг персонала
Copyright © Нестеренко Н.А. - проведение семинаров и бизнес-тренингов, 2006-2008.